Освещение в продовольственном магазине

Заявка на расчет освещения

Поделиться информацией...

Профессиональный расчет светотехники для продовольственного магазина поможет формированию правильного впечатления у посетителей, выгодному представлению продукции и будет способствовать увеличению продаж.

Основные принципы правильного освещения в магазинах

При расчетах систем освещения для магазинов необходимо учитывать специфику помещения, выставленной продукции и запас в 25-30% (на это значение уменьшается уровень освещенности после расстановки стеллажей и холодильников). Во время проектирования учитываются следующие принципы:

  1. Специфика магазина. Для обычных продовольственных магазинов и супермаркетов используется высокий уровень освещенности, для деликатес-маркетов он дополняется точечной и акцентированной подсветкой.
  2. Нормы освещенности. Согласно принятым правилам, для супермаркетов минимальный уровень освещенности составляет 400 Лк, для обычных магазинов – от 300 Лк, максимальное значение может достигать 1000-2500 Лк. Но следует учитывать, что высокий уровень освещенности уместен только во время праздничных распродаж и в праздничные дни, создавая необходимый психологический комфорт. В остальное время излишнее освещение вызывает дымку в глазах и снижает время пребывания в магазине.
  3. Цветопередача. Для магазинов это значение составляет от 90 Ra, нельзя забывать, что при низком уровне цветопередачи темные цвета будут казаться практически черными, пастельные слабо различимыми, я яркие – тусклыми.
  4. Цветовой оттенок. Этот параметр зависит от типа продукции и отдела.

Выбор светового оборудования

При планировании светотехники в магазине надо учитывать зонирование пространства, освещенность для отдельных групп продукции и маршрутизацию покупательного потока. Для этого используются различные типы светильников – подвесные, накладные, встраиваемые, светотехника для выделения островных зон, акцентированного света, общего.

При освещении отдельных групп продукции необходимо продумать не только уровень и цветовую температуру светового потока, но и выгодное представление товара, стимулирование к его покупке. Для этого выделяются отдельные зоны:

  1. Сыры, кондитерские, хлебобулочные изделия. Рекомендована установка светильников с низкой цветовой температурой до 2500-3000 К и окружение в виде натуральных материалов – лозы, дерева, соломы. Свет должен быть теплым белым, не используются ИК и УФ лампы, так как они способствуют порче продукции.
  2. Рыба, замороженные, молочные продукты. Используется цветопередача на уровне 80 Ra, температура 4000-6500 К, что подчеркнет яркость, привлекательность упаковок. Не используется теплый оттенок света или излишне холодный.
  3. Мясопродукты. Оптимальным будет сочетание холодного и нейтрального спектра, что подчеркнет свежесть, сочность продуктов. Не применяются лампы с температурой от 800 Лк, спектра 76-79 (делают цвет неестественным кроваво-красным).
  4. Фрукты, овощи. В таких отделах применяются светильники направленного света, «колокольчики» с высокой цветопередачей и отдачей (от 90 Лм/Вт). Он максимально приближен к солнечному, делает продукцию свежей, сочной на вид.
  5. Алкоголь. Используются светильники с отличной цветопередачей, галогенные и светодиодные лампы. Не используются лампы с УФ спектром, который разрушающе сказывается на продукции. Также ошибкой будет использование направленных прожекторов, вызывающих бликование стекла.

Особенности расчета светотехники

При расчете светотехники для продовольственного магазина необходимо соблюдать такую последовательность:

  • зона сопутствующих товаров: необходимо яркое, привлекающее внимание освещение вместе с акцентированным светом, повышающим просматриваемость определенных групп товаров;
  • кассовая зона: требуется высокий уровень освещенности для активизации потока и снижения вероятности ошибки кассира;
  • входная зона: является определяющей при формировании имиджа магазина, поэтому требует продуманного, грамотного подхода, особенно если речь идет о магазинах высокого (элитного) сегмента;
  • зонирование для отдельных групп товаров: выполняется в соответствии с типом продукции.

Проектирование светотехники осуществляется на основании СанПиНа 2.21/2.1.1/1278-03 и СП 52.13330.2011, специальных таблиц для определения коэффициентов использования, отражения, других параметров. Также используются следующие формулы:

  • S = a * b (общая площадь);
  • φ = S / (h - Кз) * (a + b) (индекс помещений);
  • N = (E * S)/(U * n * Фл * Кз) для расчета количества приборов (Е – уровень освещенности, S – площадь, Кз – коэффициент запаса 0,8, U – коэффициент светильника, Фл – уровень потока света, n – количество ламп).

Кроме того, во время расчетов используются следующие табличные данные:

Общие требования

Характеристики

Уровень освещенности, Лк

Индекс цветопередачи, Ro  

Цветовой диапазон, Тс К

Используемые источники света

Обеспечение общего зрительного комфорта

Сопоставление цветов (используется для специализированных отделов)

300-500

90

3500-6000

ЛДЦ, (ЛХЕ)

Усиление различения объектов (группы товаров)

Сопоставление цветов (общее освещение для торговых залов)

300-500

55

3500-5000

ЛБ, ЛБЦТ, МГЛ, (ЛХБ, ЛЕЦ, МГЛ+НЛВД), ДРЛ,

Компания «ТехЭлек» предлагает помощь в расчетах светотехники на основе принятых нормативов с использованием специальных программ. Расчет освещения и проектирование света предлагаются совершенно бесплатно, в каталоге имеется большой выбор специализированных светильников по ценам от производителя.

Дизайн освещения

Для любого магазина, в том числе продуктового, большое значение имеет дизайн систем освещения. Во время планирования выделяются следующие его виды:

  1. Общее освещение для магазина планируется с использованием магистральных (линейных, трекинговых) светильников, встраиваемых ламп с КЛЛ, подвесных люминесцентных ламп, обеспечивающих максимальный уровень освещенности и равномерность светового потока. Растровые светильники будут не такими эффективными из-за сложности их размещения, а вот подвесные High Bay светильники («колокольчики№ и «юбки») с галогенными и металлогалогенными лампами являются отличным решением для общего и акцентного света в магазинах с высокими потолками.
  2. Акцентный свет используется для привлечения внимания на отдельные участки, витрины или продукты. Для этого используются поворотные встраиваемые светильники, галогенные и металлогалогенные светильники, ЛЕД прожекторы на шинопроводах. Компания «ТехЭлек» предлагает широкий выбор светильников от ведущих производителей и бесплатный подбор моделей для решения конкретной задачи.
  3. Декоративный свет поможет создать выразительную, яркую композицию, максимально привлекающую внимание покупателя. Для этого используются бра, люстры, закарнизные и потолочные светильники, напольная подсветка, светодиодные ленты, оригинальные светотехнические решения.

Правильное, профессионально спланированное освещение для продовольственного магазина поможет привлечь посетителей, создать благоприятную психологическую обстановку. Использование в работе установленных светотехнических норм и СНиПов позволяет правильно подобрать тип осветительного оборудования, уровень освещенности и выполнить зонирование, достигая максимального эффекта.